News

Расширяя атомное сотрудничество: Три дополнительных реактора в Иран

Опубликовано: 01/12/1998

Автор: Томас Нилсен

Россия и Иран будут расширять сотрудничество в сфере ядерной энергетики. Страны согласились подготовить техническую документацию еще для трех реакторов типа ВВЭР-640 в дополнение к реактору ВВЭР-1000, по которому договоренность была достигнута ранее.

Строительство российского реактора ВВЭР-1000 в Бушере, как предполагается, будет закончено в 2004 году. Ожидается, что контракт принесет России 800 миллионов долларов. На брифинге, который прошел на прошлой неделе, министр по атомной энергии России Евгений Адамов сообщил, что пока из этой суммы Россия получила только 50 миллионов. Новые планы строительства трех дополнительных реакторов ВВЭР-640 могли бы принести России от 3 до 4,5 миллиардов долларов.

Реакторы ВВЭР-640 — самые новые водо-водяные реакторы российской конструкции. Данный тип реакторов планируется разместить на Кольской АЭС-2 в Заполярье. До сих пор ни один реактор типа ВВЭР-640 еще не был построен.

Официальные лица США и Израиля резко выступают против любого сотрудничества с ядерным сектором Ирана, так как такие проекты могут помочь Ирану в разработке ядерного оружия. С другой стороны, Россия заявляет, что реакторы предназначены исключительно для мирных целей. Государственный департамент США выражает глубокое беспокойство относительно нового российско-иранского соглашения, ссылаясь на потенциальную программу Ирана по оснащению своих баллистических ракет ядерными боеголовками. Согласно первоначальному соглашению между двумя странами, подписанному в 1995 году, Россия обещала помогать Ирану в обучении специалистов, строительстве урановых шахт и оборудования для обогащения урана.

Адамов утверждает, что критика Запада необоснованна: "Положите конкретную информацию на стол или увольте своих разведчиков, потому что если политики делают заявления, которые я могу опровергнуть, то это означает, что разведка подтасовывает факты", — заявил Адамов относительно высказываний США и Израиля.

Информация относительно планов Ирана по обращению с отработанным ядерным топливом отсутствует. Теоретически отработанное топливо может быть переработано, в результате чего извлекается плутоний и уран. Но у Ирана нет ни научной базы, ни технологий, чтобы сделать это сегодня.