News

CTR финансирует разделку российских АПЛ

Опубликовано: 01/12/1998

Автор: Игорь Кудрик

Американская программа CTR (программа Нанна-Лугара) профинансировала в 1998 году разделку трех АПЛ Северного Флота и двух АПЛ Тихоокеанского Флота. Ведутся переговоры о разделке дополнительных 4-5 АПЛ в 1999 году.

Судоремонтный завод "Звезда" на Дальнем Востоке в настоящее время занимается разделкой двух АПЛ. Работа финансируется США через программу CTR. По словам главного инженера "Звезды" Юрия Маслюкова, контракт на 1999 год предполагает разделку еще 3-4 АПЛ.

Ранее в этом году Маслюков объявил о своей отставке, сославшись на свою неспособность обеспечить выплату задолженности по зарплате своим работникам. Позднее, директор отменил свое решение, получив некоторые средства от США.

Согласно Маслюкову, переговоры с официальными лицами из CTR начались в мае этого года. «Мы не подписали контракт в то время, поскольку не были удовлетворены расценками», — сказал Маслюков в интервью газете «Владивосток».

"Сегодня контракт пересмотрен. Хороший контракт — хорошие цены", — добавляет Маслюков.

Судоремонтный завод "Нерпа" тоже получил свою долю
Судоремонтный завод "Нерпа", расположенный на Кольском полуострове, в этом году занимается утилизацией трех АПЛ. Работа также финансируется по линии CTR. Ведутся переговоры еще по одной АПЛ. Согласно работникам "Нерпы", деньги из США помогли погасить задолженность по зарплате за три летних месяца и сентябрь. По сообщениям, в акватории "Нерпы" имеются две АПЛ класса "Дельта" и одна АПЛ класса "Виктор".

CTR приходится решать проблемы обращения с отработавшим ядерным топливом
Чтобы ускорить утилизацию российских подлодок, финансирование одной только разделки само по себе недостаточно. Необходимо обеспечить безопасное хранение ОЯТ, извлеченное из реакторов АПЛ. Это представляет серьезную проблему, поскольку хранилища ВМФ заполнены. Для ускорения проведения утилизации администрация CTR согласилась профинансировать ремонтные работы на одном из вспомогательных судов, приписанных к Тихоокеанскому флоту, которое используется для выгрузки отработанного топлива из АПЛ и его временного хранения. В июле этого года, представители Министерства обороны США посетили перерабатывающее предприятие "Маяк" в Сибири, чтобы обсудить возможности хранения ОЯТ, извлеченных из реакторов утилизированных подлодок Тихоокеанского Флота.

Завод "Нерпа" на Кольском полуострове, очевидно, получит железобетонные контейнеры для временного хранения ОЯТ АПЛ. Однако, ни источники финансирования для этого проекта, ни сам проект еще в достаточной мере не определены. В мае 1997 года на "Нерпе" начали использовать оборудование для разрезки корпусов АПЛ, поставленное по линии CTR. Первоначальные планы предполагали строительство крупного комплекса, включая стапельную плиту, цех переработки металлолома, технологический корпус и т.д. Комплекс, который предполагалось ввести в строй в 1996 году, завершен только на 50 %.