News

Россия не намерена отказываться от Бушерского проекта

Опубликовано: 14/03/1998

Автор: Игорь Кудрик

-- Россия продолжит работу над проектом строительства атомной станции в Иране, несмотря на протесты со стороны США, - процитировали информационные агентства заместителя министра по атомной энергии Льва Рябева, который принимал участие во встречи комиссии Гора-Черномырдина в США.

Вице-премьер России Владимир Булгак, который посетил Иран в первой половине марта, отверг обвинения США и Израиля в адрес России в связи со строительством атомной станции в Иранском порту Бушер.

"Иран подконтролен МАГАТЭ, эта страна подписала все международные договора, касающиеся нераспростронения ядерного оружия. Иран полностью открыт для посещений международных инспекторов", — процитировало агентство "Интерфакс" слова Владимира Булгака.

США и Израиль выразили опасение, что помощь России может привести к тому, что Иран станет обладателем ядерного оружия. Эти две страны обвиняют Тегеран в финансировании террористических групп на Ближнем Востоке.

В свою очередь, по словам Булгака, причина давления на Россию кроется в жесткой конкуренции на рынке ядерной энергии на Ближнем Востоке, где компании таких стран как Германия, Франция и США пытаются занять свое место.

Находясь в Иране, Булгак достиг принципиальное соглашение о строительстве второго и третьего энергоблоков Бушерской АЭС. По официальным российским источникам, проект получит свое развитие после оплаты иранцами строительства первого реактора.

На сегодня Россия подписала контракт на строительство АЭС мощностью в 1000 МВт с реактором типа ВВЭР. Стоимость контракта составляет 850 миллионов долларов США. Работы по строительству первого энергоблока начались около года назад. Однако, постоянно возникающие препятствия притормозили выполнение проекта.

Согласно Булгаку, предварительное соглашение подразумевало, что российские специалисты построят первый энергоблок в течение 30 месяцев.

Украина выходит из проекта

В то же время, находясь под давлением США, Украина решила выйти из проекта. Предполагалось, что украинское государственное предприятие АОА "Турбоатом" разработает и изготовит турбины для Бушерской станции. По официальным заявлениям российских властей, заказ может быть передан турбинному заводу в С.- Петербурге. Георгий Кауров, пресс-секретарь Минатома, процитировал слова нового министра атомной энергетики Евгения Адамова, который заявил, что выход из проекта Украины "не повлияет на дальнейшее выполнение проекта по строительству первого энергоблока Бушерской АЭС".

Российская официальная сторона утверждает, что реакторы типа ВВЭР, которые предполагается использовать на Бушерской станции не могут быть использованы для производства оружейного плутония.

Опасность для политики нераспространения

Алексей Яблоков, бывший советник Президента России по вопросам экологии, председатель Центра российской экологической политики, считает, что Иран будет способен создать атомную бомбу через несколько лет после начала эксплуатации станции.

По словам Яблокова, иранское руководство не раз заявляло о своем желании обладать ядерным оружием. В 1995 г. Минатом и Иран предприняли попытку заключить соглашение о передаче в эту страну новейших технологий по обогащению урана. Подобное сотрудничество было прекращено по распоряжению российского Президента.

Отработанное топливо любого типа реакторов содержит расщепляющиеся материалы (уран и плутоний), которые можно использовать для производства ядерных взрывных устройств при минимальных затратах, говорит Алексей Яблоков.

По последним оценкам, для создания ядерного заряда необходимо только 3 кг плутония и 8 кг урана-235. Реактор АЭС ежегодно приводит эти материалы в гораздо больших количествах.

— Граница между гражданскими и военными ядерными программами в достаточной степени размыта, поэтому передача ядерной технологии таким политически нестабильным странам как Иран равноценно самоубийству, — утверждает Алексей Яблоков.