News

Рабочая встреча объединения Bellona привлекла внимание и привела к договоренности о сотрудничестве

Опубликовано: 18/02/1998

Автор: Томас Джандл

Проблема признана всеми участниками, технические решения существуют, финансирование может быть найдено; тем не менее, радиоактивные отходы продолжают накапливаться на северо-западе России, проблема остается нерешенной. Причина? Зависит от того с кем сотрудничать. Поэтому объединение Bellona поддержала инициативу депутата ГосДумы Степана Сулакшина и организовала встречу, где каждый мог высказать свое мнение - россияне, американцы и европейцы. БРЮССЕЛЬ. 10-11 февраля более 50 представителей государственных структур и промышленности Востока и Запада встретились на рабочей встрече «Решение вопросов ядерной и радиационной безопасности в северо-западном регионе России», организованной объединением Bellona в Брюсселе. Важным результатом, достигнутым за эти два дня официальных, неофициальных встреч и обменов мнений, стало намерение встретиться снова. По словам генерального директора объединения Bellona Фредерика Хауге, через год «мы может и не найдем окончательного решения всех проблем, но прогресс будет достигнут».

Российские и европейские парламентарии создали рабочую группу, которая будет регулярно встречаться, и члены которой будут выступать посредниками между парламентами этих стран. Степан Сулакшин был избран председателем рабочей группы, а член норвежского Стортинга Эрик Сулхейм стал сопредседателем. Многие американские и европейские парламентарии изъявили желание присоединиться к группе во время следующей встречи, которую предполагается провести в России. Объединение Bellona будет осуществлять координацию действий работы группы.

Существует ряд проблем, которые необходимо решать, хотя распределение приоритетов среди российских и западных официальных лиц имеет различие. По словам Сверре Стуба, представителя Министерства иностранных дел Норвегии, в России камнем преткновения является недостаточное финансирование этих проблем. Главными причинами недостатка финансирования со стороны запада являются российское налоговое законодательство и отсутствие соглашение о ядерной ответственности. Сулакшин, который является заместителем председателя Комитета ГосДумы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике, а также председателем подкомитета по ВПК, обеспокоен отсутствием в федеральном бюджете России средств на решение этих проблем; а Хауге указывает на синдром «не в моем дворе», который периодически возникает при обсуждении норвежскими законодателями предложений объединения Bellona по сооружению временного хранилища отработанного ядерного топлива (ОЯТ) на Кольском полуострове вблизи российско-норвежской границы. «Эти противоречия в видении проблем ведут нас в замкнутый круг», — предупреждает Стуб.

Ниже приведены ключевые вопросы, которые будут внесены в повестку дня рабочей группы в будущем:

Технология. Технологии обращения с РАО и ОЯТ в достаточной мере ясны. Проблемы появятся при принятии решения, чьи технологии использовать — российские или западные. Американский концерн «Локхид Мартин» совместно с норвежским «Кварнер Кимек Мэритайм» хотят создать совместные предприятия с российскими компаниями с целью выработки способов и технологий обращения с ОЯТ в России и со временем использовать продукцию российского производства в США. Такой подход позволил бы предоставить России точку опоры в ее программе приведения в безопасное состояние РАО и ОЯТ, а также потенциально открыть для нее прибыльные западные рынки.

Финансирование. Несмотря на противоречивые утверждения, избытка средств на проекты по радиационной безопасности на северо-западе России не существует. Но деньги под проекты могут быть выделены Европейским союзом, Норвегией и США, работающими в северо-западной России через свои государственные структуры. Агентство по охране окружающей среды США занимается проектом по переработке ЖРО, Министерство обороны США работает в рамках программы Нанна-Лугара, включающей обращение с ОЯТ, а Министерство энергетики, несущее ответственность за РАО гражданского и военного происхождения в США, поддерживает исследования по методам обращения с РАО и ОЯТ на северо-западе России.

Кроме того, конгрессмен Курт Уэлдон в своей видео презентации заверил аудиторию в постоянной поддержке инициатив, которые необходимы для «снятия барьеров, препятствующих нахождению совместных решений».

Налогообложение. Наличие финансирования любого проекта в России будет зависеть, главным образом, от изменений в российском налоговом законодательстве. В настоящее время, оборудование, которые доставляется в Россию на безвозмездной основе, облагается налогом, составляющим более 50% от его рыночной стоимости.

Такие налоги способны остановить все международные проекты по повышению радиационной безопасности на территории России. «Нам особенно не нравится платить за оборудование, которое мы передаем бесплатно», — замечает Дерек Тейлор, руководитель директората Европейской комиссии по политике в области обращения с РАО. Подобное положение может дать только дополнительные очки тем конгрессменам США, которые выступают за ограничение технического содействия России.

В качестве альтернативы западный партнер мог бы сохранить в собственности доставленное оборудование и вывезти его из России по завершению проекта. Однако не всем это нравится. Российская и западная стороны согласны, что оборудование, которое используется для воплощения проектов по повышения радиационной безопасности, должно остаться в России и работать там.

Ядерная ответственность. Западная сторона попросила российских коллег убедить ГосДуму России в необходимости ратификации Венской конвенции по ядерной ответственности. Российские представители ответили, что многие западные страны, включая США, тоже не ратифицировали эту конвенцию. В ходе дискуссии стороны пришли к согласию, что проекты не должны зависеть только от факта ратификации Венской конвенции.

Суть состоит не в этом. «Важно то, что все стороны согласились с «канальным принципом» подхода к решению проблем, который подразумевает, что все претензии направляются организации, которая эксплуатирует оборудование, а не поставщику», — заявил представитель Норвегии Сверре Стуб. Сами поставщики оборудования опасаются ответственности в случае возникновения аварий, случившихся не по причине отказа их техники, а ошибок, допущенных в ходе эксплуатации.

Однако российские представители осознали важность этого момента. Например, Виталий Шелест, советник Комитета ГосДумы по проблемам Севера, считает, что подписание Венской конвенции помогло бы привлечь западные инвестиции, хотя двусторонние соглашения могут выполнять туже функцию, что и Венская конвенция, и, возможно, что при выполнении отдельных проектов их заключение целесообразнее.

В то же время Тейлор полагает, что двусторонние соглашения затрудняют участие сторон их не подписавших. Он упомянул французскую фирму, поставляющую оборудование для извлечения ОЯТ с птб. «Лепсе». Франция не имеет какого-либо двустороннего соглашения с Россией, и французские компании не смогут поставить свои технологию и оборудование, пока не получат гарантии освобождения от ядерной ответственности. «Однако есть возможности направить финансирование через организации стран, имеющих подобные соглашения, таким образом, задействуя третью сторону», — считает представитель США.

Обращение с ОЯТ. Один из наиболее сложных моментов в поиске решений проблем обращения с ОЯТ и РАО на Кольском полуострове являются временные рамки, необходимые для приведения их в безопасное состояние. Объединение Bellona выступает за создание временного хранилища, где ОЯТ можно было бы складировать в транспортных контейнерах, с целью дальнейшей транспортировке к пункту окончательного захоронения или переработки. США выступают против решения, которое подразумевает переработку топлива. В то время как Россия, в лице Минатома, придерживается именно этого способа обращения с ОЯТ. В свою очередь, председатель Комитета ГосДумы по проблемам Севера Владимир Гоман считает: «Мы не сможем решить технические проблемы, пока не решим политические». Гоман активно сотрудничает с конгрессменом США Куртом Уэлдоном в работе по приведению в соответствие различий в политических подходах к решению проблем между руководствами двух государств.

Другое опасение вызывает затягивание воплощения конкретных проектов. США выдают лицензию на контейнеры для ОЯТ сроком на 20 лет. «В то время как Россия говорит о 50 годах в суровом арктическом климате», — замечает представитель агентства по защите окружающей среды США Роберт Дайер. – «Временное хранилище должно быть временным, и не превращаться в постоянное из-за отсутствия такого», — говорит Дайер. Тейлор, напротив, считает, что временные решения вообще не являются решениями. «Это этическая проблема… Атомная промышленность всегда откладывала трудные решения в долгий ящик», — говорит Тейлор. — «А эти задержки затем приводят к синдрому «не в моем дворе», — добавляет он.

«А насколько более этично посылать отходы на х/к «Маяк» в Челябинскую область?», — задает вопрос Сулхейм, сопредседатель межпарламентской рабочей группы. — «Мы должны быть уверены, что захоронение РАО будет производиться в районах с плотностью населения не больше, чем на Кольском полуострове».

Генеральный директор объединения Bellona Хауге идет еще дальше: «Никто в мире не имеет окончательных решений, и если мы будем их дожидаться, пройдет еще 20 лет. У нас нет столько времени. Мы должны обезопасить РАО и ОЯТ уже сегодня. Я не думаю, что может произойти катастрофа, но общее аварийное состояние комплекса по обращению с РАО и ОЯТ может привести к многочисленным инцидентам, которые могут иметь очень серьезные последствия. Каждый день ожидания делает решения дороже».

Здесь Тейлор соглашается. Называя птб. «Лепсе» флагманским кораблем попытки приведения в безопасное состояние РАО и ОЯТ в северо-западном регионе России, он полагает, что необходимо приложить все усилия для продвижения проекта. «Проект является небольшим как финансовом, так и в техническом отношениях. Если мы не справимся с ним, то люди могут задать законный вопрос: а что мы вообще можем сделать?»