“СТАТУС”, октябрь 1997 (1): Обращение с жидкими радиоактивными отходами на ВМФ

Северный флот

В конце сентября 1997 г. северодвинский судоремонтный завод "Звездочка", занимающийся разделкой атомных подводных лодок, посетила делегация из Министерства обороны США. Целью визита являлось изучение возможности оборудования завода установками для переработки жидких и твердых РАО. В январе 1998 г. предполагалось проведение тендера с целью выбора фирмы- поставщика необходимого оборудования. Установки планируется принять в эксплуатацию через год после обнародования результатов тендера. Предполагается, что производственные мощности установки по переработке ЖРО составят 1500 куб. метров низкоактивных РАО в год. Финансирование проекта ведется из средств программы Нанна-Лугара.

Около трех лет назад между США, Норвегией и Россией было заключено трехстороннее соглашение, вылившееся в проект по увеличению мощности существующей на РТП "Атомфлот" (база атомных ледоколов в Мурманске) экспериментальной установки по переработке ЖРО. На сегодня установка способны перерабатывать около 1200 куб. метров ЖРО разного уровня активности ежегодно. По завершении международного проекта, годовая производственная емкость установки будет увеличена до 5000 куб. метров ЖРО.

В течение 1996 г. в Северодвинске вели переработку ЖРО две мобильные установки: "Эко-3" и "Шарья-3". Первая была разработана и доставлена в Северодвинск московским предприятием "Радон", вторая принадлежит полукоммерческому предприятию, работающему по заказам ВМФ. "Эко-3", успешно переработав около 400 куб. метров ЖРО была в этом году отправлена обратно в Москву. Установка была загрязнена в ходе проведения этой операции. "Шарья-3" переработала около 200 куб. метров ЖРО. Вода на выходе из этой установки имела уровень содержания радионуклидов, в два раза превышающий установленные нормы, поэтому ее использование в будущем без предварительных доработок не представляется возможным.

С осени 1996 г. на базе РТП "Атомфлот" в Мурманске проводилась экспериментальная переработка ЖРО на финской установке компании IVO Power Engineering. К лету 1997 г. установке удалось переработать 300 куб. метров ЖРО. Намерение компании переработать 2000 куб. метров ЖРО, хранящихся на базе СФ в губе Андреева на Кольском полуострове, не нашло поддержку в Министерстве иностранных дел Финляндии, которое отказалось финансировать подобный проект.

Тихоокеанский флот

В 1993 г. произошло последнее захоронение Тихоокеанским флотом жидких РАО в Японском море, вылившееся в международный скандал. При международном давлении и финансовой помощи со стороны Японии, Россия построила на Амурском заводе плавучую станцию по переработке ЖРО, разработанную американской фирмой Babcock & Wilcox. Предполагалось, что станция будет доставлена на завод "Звезда" в июле этого года, но неожиданное сопротивление местного населения помешало намеченному. В августе месяце в В Шкотовском районе, где расположен СРЗ "Звезда" состоялся референдум. Большинство проголосовало против размещения станции на заводе.

Стоимость станции составила 21 миллион долларов США. Цена за переработку одного кубометра ЖРО находится в пределах 200 долларов. Против установки выступили не только местное население, но и Техническое управление ВМФ России.

— Флоту не нужна эта установка. У нас нет денег на ее эксплуатацию, – заявил начальник Технического управления ВМФ адмирал Топилин, выступая на слушаниях в ГосДуме в апреле 1997 г.

По словам Топилина, на ТОФе уже находятся в эксплуатации две мобильные установки, произведенные российскими предприятиями. Первая – типа "Шарья-3" – уже переработала 2 тыс. куб. метров ЖРО (хотя эти данные вызывают сомнение, принимая во внимание опыт эксплуатации установки этого типа в Северодвинске). Вторая установка была установлена на борту спецтанкера "Пинега" и запущена в этом году. Согласно Топилину, установка будет способны переработать 1 тыс. куб. метров ЖРО, имея производительность около 50 куб. метров в день. Разработка этой установки обошлась всего в 100 тыс. долларов США. Переработка одного кубического метра находится в пределах 40-50 долларов.

С другой стороны, согласно руководителю отдела радиационной безопасности СРЗ "Звезда", российские прототипы имеют много недостатков, в то время как американская установка является лучшим решением проблемы.

Объемы ЖРО, образующихся на сегодня

В начале 90-х г.г. годовые объемы образования ЖРО на ВМФ России составляли около 20 тыс. куб. метров: примерно по 50% на Северный и Тихоокеанский флота. На сегодня годовой объем не превышает 10-15 тыс. кубометров.

По официальной информации ВМФ, 6-7 тыс. куб. метров ЖРО находится в различного рода хранилищах, как береговых, так и плавучих. Подобные данные расходятся с информацией доктора медицинских наук Довгушей, который в своей статье, опубликованной в журнале "Жизнь и безопасность", оценивает общий объем только низкоактивных ЖРО, хранящихся на ВМФ, в 28 тыс. куб. метров.

На северо-западе России основная доля выработки ЖРО принадлежит предприятиям Северодвинска в Архангельской области. С резким сокращением объема работ по ремонту атомных подводных лодок, образование ЖРО снизилось на 40%. Так, в 1995 г. на предприятиях Северодвинска образовалось только 2-2,5 тыс. куб. метров ЖРО. На сегодня, с сокращением работ по утилизации АПЛ, объемы образующихся ЖРО снизились до 1,5 тыс. куб. метров в год.

В 1996 г. Мурманское морское пароходство (ММП) провело переработку 850 куб. метров ЖРО на установке РТП "Атомфлот". 450 куб. метров поступили от атомных ледоколов, остальная часть была доставлена Северным флотом. Действительные объемы ЖРО, образовавшиеся на Северном флоте, были намного выше, но отсутствие финансирования позволило провести переработку только 400 куб. метров. Годовая емкость установки РТП "Атомфлот" составляет 1200 куб. метров в год.

На Тихоокеанском флоте основная часть ЖРО также поступает от двух военных предприятий – СРЗ "Звезда" и Амурского судостроительного завода.

Увеличение перерабатывающих мощностей может не решить проблемы

За все время экспериментальной эксплуатации установки на РТП "Атомфлот", начиная с 90-х г.г., как Северный флот, так и предприятия Северодвинска не спешили с отправкой своих ЖРО на переработку, предпочитая искать свои пути решения этой проблемы. Причинами такого положения дел являются два обстоятельства: неспособность Северного флота и предприятий Северодвинска оплачивать услуги по переработки (в настоящее время стоимость одного кубического метра составляет около 150 долларов США); отсутствие у Северного флота транспортных средств для перевозки ЖРО. В июле этого года танкер ММП "Серебрянка" направился в одну из баз Северного флота для транспортировки ЖРО к месту переработки – РТП "Атомфлот".

Принимая во внимание эти два фактора, командиры подлодок, возвращающихся с боевых дежурств, предпочитают скачивать радиоактивную воду за борт, чтобы избежать трудностей по возвращении в базу. ЖРО, образующиеся при ремонте и утилизации АПЛ, помещаются в старые береговые или плавучие емкости и транспортируются к месту переработки на "Атомфлот" только в случае острой необходимости.

Таким образом, после предполагаемого вводы в эксплуатацию установки по переработке ЖРО на РТП "Атомфлот" в апреле 1998, обращение с этим видом РАО может остаться нерешенной проблемой. Не решит проблемы и доставка установки в результате выполнения проекта Министерства обороны США в Севродвинске, поскольку предназначена она только для низкоактивных ЖРО, образующихся при утилизации АПЛ.

На Дальнем Востоке, ВМФ относился неблагожелательно к западному содействию в решении этих проблем. Частью по экономическим соображениям (западные прототипы дороги в эксплуатации), а частью по причине конкуренции западных технологий с российскими, пробивающимися на рынок. ВМФ предпочитает иметь дело в российскими предприятиями несмотря на то, что их услуги не могут удовлетворить потребностей флота в переработке ЖРО в будущем: за редким исключением, они имеют низкую производительность и являются экспериментальными прототипами.

Игорь Кудрик