Участие Норвегии в проектах по обеспечению ядерной безопасности в России

Официально Норвегия была вовлечена в работу над проектами по повышению ядерной безопасности в северо-западном регионе России в 1994 году, когда Министерство иностранных дел Норвегии представило в парламент доклад по этой тематике. В докладе давалась общая характеристика ядерно-опасных объектов, расположенных в северо-западном регионе России, приводились данные об их потенциальной опасности и предлагались некоторые меры по решению проблем.

Позднее появились два проекта, в работе над которыми официальная Норвегия приняла наиболее активное участие: проект по приведению в безопасное состояние птб. "Лепсе", инициированный объединением Bellona, и проект в рамках трехстороннего сотрудничества России, США и Норвегии, направленный на увеличение производительности установки по переработке ЖРО на РТП "Атомфлот" в Мурманске.

В течение 1995 года, норвежская компания Kvaerner Maritime в сотрудничестве со своим российским партнером НПО "Энергия" провели исследование проблем ядерной и радиационной безопасности в Мурманской и Архангельской областях, в результате чего было выработано 7 проектов. Все они были согласованы на встрече между официальным представителями России и Норвегии в феврале 1996 года.

Были согласованы следующие проекты:

  1. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию плавучей перегрузочной базы для транспортировки ОЯТ.
  2. Строительство и ввод в эксплуатацию специальных вагонов для транспортировки ОЯТ (на база вагонов типа ТК-ВГ-18, которые в настоящее время используются для транспортировки ОЯТ ВМФ и Мурманского морского пароходства на х/к "Маяк" для переработки).
  3. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию временного хранилища ЖРО на территории НПО "Звездочка" в г.Северодвинске.
  4. Разработка мобильной установки для переработки ЖРО.
  5. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию временного хранилища для ТРО (Кольский полуостров; вероятно, территория СРЗ "Нерпа").
  6. Проведение выгрузки и последующей утилизации временного хранилища ОЯТ в губе Андреевой (Западная Лица, Кольский полуостров).
  7. Содействие в завершении строительства (или проектировании и строительстве нового) долговременного хранилища ОЯТ для топлива реакторов ВМФ и Мурманского морского пароходства на территории х/к "Маяк".

В настоящее время прогресс намечается в трех из упомянутых семи проектов.

Kvaerner подготовил черновые предложения по плавтехбазе для перевозки ОЯТ. В подобном судне очень нуждается Северный флот, поэтому российская сторона активно работает над скорейшим воплощением этого проекта.

Второй проект, который следует упомянуть, это строительство временного хранилища ТРО на территории СРЗ "Нерпа". Этот проект был расширен программой AMEC, которая предполагает оборудование СРЗ "Нерпа" установкой по переработке ТРО.

Третий проект, где были предприняты практические шаги, это содействие в завершении строительства (или проектировании и строительстве нового) долговременного хранилища ОЯТ для топлива реакторов ВМФ и Мурманского морского пароходства на территории х/к "Маяк". В начале 1997 года для выполнения проекта была создана промышленная группа, куда вошли такие компании как SGN, SKB, BNFL и Kvaerner Maritime.

Несмотря на некоторый прогресс в упомянутых выше проектах, процесс практического выполнения идет крайне медленно. Инициативы западных компаний наталкиваются в России на целый ряд проблем, в частности: отсутствие четкого распределения ответственности; отсутствие четко выработанных правил, определяющих открытость той или иной информации, что особенно важно, когда речь идет об объектах ВМФ.

Более того, сегодня наблюдается общая тенденция, направленная на ужесточение и ограничение доступа к информации, относящейся к сфере деятельности военных. В этой связи, на определенные проблемы натолкнулось даже сотрудничество на официальном уровне. Этим летом была аннулирована запланированная поездка норвежской официальной делегации на Северный флот, в ходе которой планировалось посетить ядерно-опасные объекты ВМФ. Причины отказа названы не были. Поездку предполагалось провести в рамках работы над предложениями, упомянутыми выше.

Последней проблемой является не всегда обдуманное следование западных партнеров предложениям, выдвинутым представителями российской атомной промышленности. Существующая практика транспортировки ОЯТ на х/к "Маяк" для переработки критикуется как российскими, так и западным независимыми экспертами. Несмотря на это, норвежский план мероприятий до сих пор не включает изучение возможности строительства долговременного хранилища ОЯТ на Кольском полуострове.

Игорь Кудрик