News

Ссылки: Проект строительства временного хранилища для отработанного ядерного топлива на Кольском полуострове

Опубликовано: 03/04/1997

Автор: Игорь Кудрик

Шведская компания, работающая в сфере обращения с ядерным топливом и радиоактивными отходами, SKB, совместно с норвежской Kvarner Moss Technology, английской British Nuclear Fuel и французской SGN, инициировала создание частного концерна с целью проработки проекта по строительству временного хранилища для отработанного ядерного топлива на Кольском полуострове. В конце февраля SKB представит описание проекта Министерству иностранных дел Швеции, которое профинансирует начальный этап этого проекта.

SKB владеют четыре шведские компании, эксплуатирующие атомные станции в этой стране. Главная цель SKB – координация проектирования, строительства и эксплуатации хранилищ отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов.

Правительство Швеции уже выделяло 50 миллионов шведских крон на различные проекты, направленные на повышение безопасности атомных энергоблоков АЭС, расположенных в Восточной Европе. Теперь Министерство иностранных дел Швеции планирует выделение дополнительных 10 миллионов шведских крон на начальную стадию проекта по строительству временного хранилища отработанного ядерного топлива на Кольском полуострове.

— Это карманные деньги, – заявил на встрече с журналистами директор отдела специальных операций в SKB Bo Gustavsson, который вел переговоры с Минатомом. – Но это шаг в правильном направлении.

— Для выполнения всего проекта потребуются миллиарды шведских крон, поэтому в будущем мы планируем обратиться за финансовой поддержкой в Европейский банк реконструкции и развития, – сказал г-н Gustavsson.

В настоящее время отработанное ядерное топливо, выгруженное из реакторов атомных лодок Северного флота, атомных ледоколов Мурманского морского пароходства и Кольской атомной станции, направляется железнодорожными эшелонами на х/к "Маяк" в Сибири для переработки. Последние годы, из-за отсутствия надлежащего количества спецэшелонов для перевозки топлива и проблем с финансированием, объемы вывоза топлива резко пошли на спад. В результате, произошло резкое накопление отработанного ядреного топлива в береговых и плавучих хранилищах Северного флота, неудовлетворяющих никаким требованиям ядерной безопасности, и на борту плавтехбаз Мурманского морского пароходства. Вопрос о возможности строительства промежуточного хранилища для отработанного ядреного топлива в Мурманской области безрезультатно обсуждается уже несколько лет. По всей видимости, инициатива шведской компании может воплотиться в конкретный проект, который позволит хотя бы частично решить проблемы ядерной безопасности, накопившиеся в регионе.