Планы строительства завода по производству MOX топлива на х/к “Маяк”

Ожидается, что, после ввода в эксплуатацию в 2000 году, завод по производству MOX топлива сможет ежегодно перерабатывать 1,3 тонны оружейного плутония. Разработка проекта проводилась совместно российскими и французскими атомщиками. Согласно журналу Nuclear Engineering International, первые контракты по доставке MOX топлива могут быть подписаны уже в текущем году.

Российские ученые атомщики разработали проект использования MOX топлива для атомных станций. Прежде всего, это топливо предполагается использовать в реакторах на быстрых нейтронах нового поколения (БН – быстрый натриевый реактор). Строительство энергетических блоков типа БН-800 предполагается осуществить на Белоярской АЭС (один энергоблок) и на Южно-уральской АЭС (три энергоблока). В перспективе планируется осуществлять производство MOX топлива и для энергоблоков типа ВВЭР.

Новый завод будет фактически пятым по счету на х/к "Маяк". Первое производство MOX топлива было запущено на х/к "Маяк" в 60-70-х годах, на котором было переработано около 1 тонны оружейного плутония с целью получения экспериментальных топливных сборок для использования в исследовательских реакторах на быстрых нейтронах. На сегодня все четыре установки для производства MOX топлива не функционируют.

В течение последних нескольких лет Россия плотно сотрудничала с Францией по проекту ядерной установки на быстрых нейтронах Super-Phenix во Франции и установки типа БН-600 на Белоярской АЭС. Мотивы участия Германии в проекте по строительству завода MOX на х/к "Маяк" остаются невыясненными.

Томас Нилсен