News

Транспортировка ОЯТ в 1995-1996 г.г.

Опубликовано: 05/03/1997

Автор: Игорь Кудрик

С 1995 года с Кольского полуострова и Архангельской области на х/к "Маяк" в Сибирь ушло 11 спецэшелонов с отработанным ядерным топливом. В текущем году Техническое управление Северного флота запланировало отправить два эшелона из Северодвинска, а также два эшелона из Мурманска.

Отработанное ядерное топливо, извлекаемое из реакторов атомных подводных лодок и ледоколов отправляется на х/к "Маяк" для переработки. На севере России топливо отправляется из двух перевалочных пунктов: из г.Мурманска (территория базы РТП "Атомфлот") и из г.Северодвинска. До 1993 года с Кольского полуострова на х/к "Маяк" отправлялось до 10 эшелонов в год. Начиная с 1994 г., транспортировка топлива по финансовым и техническим причинам резко сократилась, что привело к накоплению ОЯТ в хранилищах Северного флота и Мурманского морского пароходства.

В 1996 году из Мурманска было отправлено 4 спецэшелона с ОЯТ, из Северодвинска — 3 эшелона. Последний раз топливо было вывезено из Мурманска в октябре прошлого года, из Северодвинска эшелон ушел в декабре 1996 года. Оба эшелона были загружены топливом, которое поступило в результате выгрузки отстойных АПЛ.

Согласно подсчетам, проведенным "Беллуной", к 2000 году на СФ ожидается накопление 320 активных зон реакторов. 11 эшелонов, организованных за последние два года, смогли вывезти не более 23 активных зон, что позволило не намного разгрузить хранилища ОЯТ СФ и Мурманского морского пароходства. В такой ситуации некоторые специалисты предлагают перевести часть топлива на долговременное хранение в регионе (50-60 лет). Это предложение оправдывает себя по многим причинам. Основным аргументом является тот факт, что перерабатывающее производство х/к "Маяк" является экологически опасным производством и его дальнейшая деятельность только усугубляет и без того тяжелую радиационную обстановку в районе комбината.