Утилизация АПЛ в Полярном

Работы на АПЛ были начаты в конце ноября 1996 года. Атомная установка АПЛ этого класса оборудована двумя реакторами. Активная зона реактора правого борта АПЛ частично оплавлена.

26 июня 1989 года на К-192 произошла авария ядерной энергетической установки. В результате аварии была частично оплавлена активная зона реактора правого борта атомной лодки. Сегодня часть топлива не подлежит извлечению стандартными методами. После аварии АПЛ находилась в базе СФ в Видяево. В 1994 году К-192 была переведена на завод в Полярном, поскольку в базе не было возможности надежно обеспечивать ее плавучесть.

На конференции, посвященной проблемам утилизации АПЛ, которая проводилась в Северодвинске в марте 1994 г., К-192 называлась одним из объектов ВМФ, для которого требуется специальная технология извлечения топлива. Однако, по оценкам специалистов ВМФ, в настоящее время выгрузка аварийного борта возможна, т.к. уровень радиации за период отстоя снизился до допустимых пределов. При этом технологией выгрузки АПЛ первого поколения допускается оставить в реакторе до 50 топливных каналов при невозможности их выгрузки. В реакторы российских АПЛ загружается до 252 топливных каналов.

Для проведения операции по выгрузке топлива планировалось использовать плавтехбазу ПМ-12 (пр.2020), которая последнее время находилась в акватории завода "Нерпа". В 1993 году Госатомнадзор запретил использование ПМ-12 в операциях по перегрузке топлива из соображений обеспечения ядерной безопасности. Несмотря на это Северный флот продолжает активную эксплуатацию плавтехбазы.

В конце ноября 1996 года на заводе в Полярном была проведена выгрузка топлива из реакторов АПЛ К-5 (класса "Ноябрь"), принятой в боевой состав в 1960 году. К- 5 была второй атомной подводной лодкой, построенной в бывшем СССР. АПЛ находилась в отстое более 12 лет, ожидая своей очереди на утилизацию. Операция по выгрузке топлива прошла без инцидентов.

Игорь Кудрик